С 1 января 2014 года российская госкомпания «Транснефть» предлагает повысить экспортный тариф на 20%, до 2,531 тыс рублей за тонну, на трубопроводе ВСТО и ветке, ведущей от него в Китай, сообщают сегодня «Ведомости».
Эта тема уже несколько раз обсуждалась на совещаниях в Минэнерго, однако курирующий ТЭК вице премьер РФ Аркадий Дворкович на прошлой неделе говорил, что российское правительство решило заморозить тарифы «Транснефти» на 2014 год.
Предполагается, что практически вся дополнительная выручка компании будет передана государству. Это примерно 6 млрд долларов, если исходить из расчета 10-15 долларов за 1 тонну. В настоящее время вся выручка от транспортировки углеводородов остается у компании.
Таким образом, увеличение тарифа на 450 рублей за тонну, как предлагает «Транснефть», увеличит транспортные издержки.
Согласно информации, приведенной «Ведомостями,» можно сделать вывод, что российской монополии не хватит трубопроводных мощностей уже к 2020 году (сегодня – 30 млн тонн в год). Так, по ВСТО-1 (участок от Тайшета до Сковородино) при планируемой мощности в 80 млн тонн нефтяные компании хотят перевозить 87,8 млн, а к 2030 году — 91,7 млн тонн.
Однако нефтяники планируют транспортировать не только нефть с Восточной Сибири, но и с Западной. В трубе доля последней в следующем году может составить примерно 50%, а к 2030 году и того больше – 70%. «Транснефть» же предлагает не дать существенно сократиться экспорту нефти в Европу и не испортить качество малосернистой нефти, поставляемая по ВСТО, — ESPO. Сорт ESPO формируется с учетом поставки нефти с месторождений Центральной (в частности, Ванкорское месторождение) и Восточной Сибири, а также Томской области.
|